Классификация и типы предприятий общественного питания

Классификация и типы предприятий общественного питания, Общие требования к ним в соответствии с ГОСТ Р 50662-95

Предприятие ОП – предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации потребления.

Тип предприятия ОП – вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых предприятием услуг.

Класс предприятия ОП – это совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

На классы делятся только рестораны и бары (люкс, высший, первый).

По характеру производства предприятия общественного питания подразделяются на заготовочные, доготовочные и предприятия с полным циклом производства.

По ассортименту выпускаемой продукции предприятия ОП делятся на универсальные и специализированные. В зависимости от времени функционирования предприятия ОП могут быть постоянно действующими и сезонными. В зависимости от места функционирования предприятия ОП могут быть стационарными передвижными – вагоны-рестораны, автокафе.

В зависимости от обслуживаемого контингента подразделяются на общедоступные и при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях.

Типы предприятий:

  • ресторан – предприятие с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Рестораны различают:

по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной, с национальной кухней, кухней зарубежных стран);
по месту расположения (при гостинице, на вокзале, теплоходе).

  • бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные крепкоалкогольные, слабоалкогольные, безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные, кондитерские изделия и покупные товары.

Бары различают:

по ассортименту продукции, способу приготовления (молочный, пивной, винный, коктейль-бар, чайный);
по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, спортивный, аудио-бар).

  • кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного (по сравнению с рестораном) ассортиментом продукции.

Реализует фирменные, заказные блюда, изделия, напитки.

Кафе различают:

по ассортименту продукции (кафе-мороженое, кафе-кондитерская);
по контингенту (молодежное, детское, деловое).

  • столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие ОП, производящее или реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

Столовые различают:

по ассортименту продукции (общая, диетическая). Всего 15 диет.
по контингенту (школьная, студенческая, при промышленном предприятии);
по месту расположения (общедоступная, по месту учебы, работы).

  • закусочная – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, из определенных видов сырья, предназначено для быстрого обслуживания.

Закусочные разделяют:

по ассортименту продукции (общего типа, специализированная – пельменная, блинная, пирожковая, шашлычная).

При определении типа предприятия учитываются следующие факторы:

— ассортимент продукции, ее разнообразие, сложность приготовления;

— методы обслуживания;

— квалификация персонала;

— качество обслуживания (комфортность, этика, эстетика);

— номенклатура предоставляемых услуг.

Услуги общественного питания независимо от типа предприятия должны:

  • соответствовать целевому назначению;
  • точно и своевременно предоставляться;
  • быть безопасны и экологичны;
  • эргономичны и комфортны;
  • эстетичны;
  • отвечать культуре обслуживания;
  • социально адресованы;
  • быть информативны.
Ссылка на основную публикацию