Основные и удельные технико-эксплуатационные характеристики машин и их определения
Целесообразность и эффективность использования торгово-технологического оборудования определяется рядом технико-экономических показателей, которые можно разделить на три группы:
Показатели первой группы оценивают оборудование как объект эксплуатации. К ним относятся следующие основные показатели:
- производительность;
- мощность;
- коэффициент полезного действия;
- степень автоматизации;
- непрерывность технологического процесса;
- габаритные размеры;
- надежность и долговечность;
- удобство обслуживания и простота наладки;
- дизайн.
Характеристики второй группы позволяют оценить оборудование как объект производства. Это —
масса оборудования;
материалоемкость;
стоимость (отпускная цена); трудоемкость; технологичность.
Характеристики третьей группы определяют степень экономической целесообразности производства и использования оборудования, эффективность капитальных затрат, связанных с приобретением и установкой.
Рассмотрим основные характеристики. Важнейшим показателем оборудования является его производительность. Производительность оборудования определяется количеством готовой продукции, выпускаемой в единицу времени, т.е.
М3/Ч, Л/С, М/МИН, КГ/Ч И Т.Д.
Мощность машины, двигателя — это энергия, которая подводится к машине, двигателю в единицу времени и характеризует быстроту совершения работы.
Под КПД технологической машины (аппарата) понимают отношение полезной работы (полезно затраченной энергии) ко всей затраченной работе (энергии). Следовательно, коэффициент полезного действия характеризует величину потерь и величину полезно затраченной энергии и в этом смысле является одним из критериев степени совершенства преобразования электрической (тепловой) энергии в механическую и обратно.
Потери энергии в машинах и аппаратах происходят:
в технологическом процессе;
при работе механизмов на холостом ходу;
при наличии сил трения в кинематических парах;
в результате рассеивания энергии при деформации и вибрации
деталей и машин;
при выбросах в окружающую среду;
при включении сил торможения и т.д